Как звучит «Уроборос»: Почему лучший альбом Скриптонита не станет популярным

В то время как русский рэп набирает популярность, Скриптонит  уходит от мейнстрима. Новый альбом “Уроброс” - яркое тому доказательство.
2017 год подарил нам новое восприятие русского рэпа – теперь он стал попсой. Своенравному парню Адилю Жалелову это не понравилось, и он выпустил один из лучших русскоязычных релизов года, который, к сожалению, даже не приблизится к успеху «Дома с нормальными явлениями». 

Удивительно было просматривать итоги года от российского iTunes. Ольга Бузова, Ed Sheeran и «Грибы» – это понятно. А вот дальше – знакомые всё лица. В топах по количеству скачиваний альбомов или отдельных треков – казахстанцы Jah Khalib и Скриптонит. «Если че, я Баха» Бахтияра Мамедова – самый популярный альбом года,  лонгплей «Праздник на улице 36» Адиля Жалелова отступает от него всего на одну строчку. Оксимирон, Хаски, «Слава КПСС» – в общем, все те люди, которые с назойливо мелькали в наших лентах в течение всего года (о баттлах знает теперь даже моя бабушка, которая посмотрела передачу про них на канале «Культура») – неожиданно остались за бортом.  Можно писать заголовки в стиле нечистых на руку коллег по цеху «Казахстанцы покорили российскую рэп-сцену», а можно делать выводы. Этим и займемся. 

В прошлом году я один раз согласилась поиграть в одном из алматинских баров. Специфику этого места я знаю, поэтому на флэшке – олдскульный хип-хоп и R’n’B нулевых годов. Ближе к середине ночи началась стандартная для подобных мест программа – стол заказов (надеюсь, вы вспомните сцену из фильма «Горько» и прекрасную фразу «Че, думаешь, не перелезу?», которая исчерпывающе описывает ситуацию). Лидеры запросов – Светлана Лобода и Скриптонит. Вы когда-нибудь пробовали танцевать под Скриптонита? Мое уважение, если получится. 

Русский рэп – непонятная таинственная субстанция, которая имеет к хип-хопу и рэпу американскому такое же отношение, как салат оливье с докторской колбасой к оригинальному салату оливье XIX века с рябчиками, каперсами и раковыми шейками. Это всегда была ниша, субкультура, своя тусовка, где собирались люди по интересам, которые считали себя иными, отличными от тех, кто слушал попсу. Но сегодня мы становимся свидетелями удивительного явления. Теперь русский рэп – это народная музыка, попса. Как иначе объяснить тот факт, что Скрипи стоит в одном ряду с Лободой и Грибами? Но он почему-то по-прежнему популярнее всего «Газгольдера». 

Самые ранние его работы – типичный пацанский рэп. Где текст важнее нот, а главные темы – продажные женщины, наркотики и проблемы с законом. «Дом с нормальными явлениями» – аудиальная картина Павлодара – родного города главного героя. Темная энергетика и даже некоторая агрессия, которая присуща подросткам, передается через каждое слово, через каждый бит. 

Но люди взрослеют, взрослеет и Адиль Жалелов. Уроборос мягче. Не в плане лирики или битов. Он становится более… зрелым? В первой части «Улица 36» он опять рассказывает о том же самом – о социальном дне, о безысходности, о борьбе за успех. Во второй – в «Зеркалах» – о мраке, который наступает после того, как успех достигнут. Две части перетекают одна в другую, превращаясь в бесконечное хождение по мукам. Вот он, настоящий Уроборос – змей, поедающий сам себя. Но удивительное дело – пропадает эта юношеская агрессия. Темы, казалось бы, не меняются, слова – тоже. Но за всем этим замаскирована интересная деталь – Адиль Жалелов вырос и понял, что он может быть круче, быстрее, выше, сильнее. И весь свой талант, свое мастерство он демонстрирует в том, что создает новый жанр музыки, который можно назвать практически оперой. Вы когда-нибудь пробовали разобрать, что он говорит? С таким же успехом можно попробовать расшифровать тексты Ниндзи и Йоланди из Die Antwoord, поющих на африкаанс – смеси английского и африканского. А вам это и не нужно. В этих песнях его текст, голос, интонации становятся частью мелодии – органичной частью, дополняющей ее. Также как ее дополняют случайные записи с диктофона, свисты, шорохи, звуки, а некоторые части песен записаны по принципу звукописи – для усиления звуковой выразительности речитатива. 

Скриптонит оставил рэперов далеко позади. Потому что в основе рэпа лежит текст, а музыкальная часть зачастую представлена минусом, найденным в общей базе. А вот талантливых музыкантов и продюсеров будет не хватать всегда.  Конечно, «Уроборос»  далеко не попсовое произведение – на нем просто нет хитов, так захотел сам исполнитель. Но свои амбиции Адиль Жалелов с успехом реализовал. 

«Пятиэтажки, вокруг пятиэтажки,
Не пустись во все тяжкие,
Откупись и не кашляй...» 

Слышите этот бесконечный шипящий звук? Так звучит Уроборос. 


Автор статьи: Катерина Милославская



   


Возврат к списку

Наверх