Опера в пяти картинах и трех действиях.
Автор либретто Б. Майлин
История
Самое большое произведение Е. Брусиловского после «Кыз Жибек» – опера «Жалбыр» (1935 г.). Этот революционный спектакль основан на реальных исторических событиях – восстании во главе с Амангельды Имановым. Автор либретто Б. Майлин (1894–1937) – один из основателей казахской литературы. Уроженец Костанайской области, он был застрелен в тюрьме во времена сталинских репрессий. Он был лично знаком с народным героем – батыром Амангельды. Сюжет оперы вдохновлен событиями великой революции.
1914 год – начало первой мировой войны – противоречие между Казахстаном и Россией достигло апогея. Костанайская область начала увеличивать долю пастбищ в ущерб добыче бокситов, как важного сырья для военной промышленности. Потом случился переход экономики на нужды войны. Военные поражения. Непрерывный рост налогов. Приказ царя о «реквизиции» казахов на работу в тылу. Все это привело к бедственному состоянию народа северного Казахстана. Это послужило толчком к возникновению национально-освободительных движений, которые подавлялись силами регулярной армии: уничтожались семьи и целые аулы, казахов подвергали преследованиям через суд.
Сюжет оперы Б. Майлина основан на пьесе «Біздің жігіттер» – драме из пяти частей, увидевшей свет в 1935 году, с вкраплениями из пьесы «Алтын сандық».
Авторы пьесы «Жалбыр» композитор Е. Брусиловский, либреттист и режиссер Б. Майлин и первый исполнитель главной роли К. Жандарбеков пытались поставить её таким образом, чтобы показать жизнь народа в целом и каждого человека в отдельности через народную музыку и подать как документальную музыкальную драму.
Сюжет
В ауле празднуется свадьба. Народ по традиции встречает невесту и успокаивает её песнями. Молодые гуляют и танцуют народные танцы. Среди них есть старший брат Жалбыра Елемес, который безумно влюблен в Хадишу. Хадише он тоже нравится. Но младший брат правителя округа Саима Сугур хочет взять Хадишу как вторую жену.
Сугур, приехавший на той, замечает, что Хадише нравится Елемес, и он ищет повод чтобы с ним подраться. Всё свадебное настроение испорчено. Разозлившийся Сугур начинает драку и говорит своим вестовым-хапугам, чтобы они силой забрали с собой Хадишу.
В то время, когда свадьба разогрелась, приходит информация об указе царя о призыве казахов на военную службу. Молда и Саим требуют подчиниться указу белого царя. Народ, растерявшись, просит помощи у Жалбыра. У Жалбыра не остается выбора, кроме как призвать свой народ к восстанию...
Музыка
Драматическая тема в опере развивается динамично, очень отчетливо показаны и очень глубоко ощущаются исторические события. Например, в первом акте оперы, когда Елемес вступает в конфликт с Сугуром, он говорит про то, как «богатые чиновники» издеваются над ним. Аульский старшина, услышав царский указ, приходит просить помощи и совета у своего достопочтенного сына и покровителя Жалбыра. Эти инциденты обнажают перед зрителем закономерности – община разделилась на две части.
Сюжетная линия оперы «Жалбыр» имеет социальное измерение: драматическая коллизия двух событий – восстание народа и судьба Хадиши и Елемеса – образовалась в результате острых социальных конфликтов. В связи с этим композитор уделял основное внимание не характерам героев, а целым социальным группам, резко образующимся в результате развития сюжетной линии, и эмоциональному аспекту сцен.
Основные моменты оперы – это народный героизм и народное восстание. Здесь первый раз в казахской опере появился новый персонаж – народ. По правде, в либретто его роль скорее статична: и хор, и сцены выражают единственное, доминирующее на тот момент состояние народа и занимавшую его мысль. Из чего можно сделать вывод – чем тщательнее продумывать и прорабатывать произведение, тем целостнее будут народные образы...
журналист, диктор.